Login
 
    
Forgot Password? Username?   |   Register
Register

Поиск по сайту

МАСЛЕНИЦА
Наброски - По случаю
20.02.2012 10:13

МАСЛЕНИЦА

В этом 2012 году от Рождества Христова Масленица с Прощёным Воскресеньем приходятся на 20 – 26 февраля.

 

Самый светлый праздник зимы, который мягко перекатывается в март месяц. Про который, в старину говаривали – пришёл марток, не снимай порток. Как бы то ни было, а весна на подходе. Что-то в небесах происходит, порой и тепла нет, а дух божественный вокруг ютится, и снег осел, и воздух влагой пропитался. А что же из веков до нас традиции расскажут? Откроем энциклопедию РУССКОГО БЫТА.

 

В эти дни надевали на себя личины (маски), костюмы, причем мужчины наряжались в женские костюмы, а женщины в мужской наряд, иногда мужчины наряжались в довольно странные костюмы (пугалами), чтобы казаться страшнее и такой народный маскарад был на Масленице поводом для разгульного веселья.


В церковных книгах Масленица называется Сырной неделей, подобно всей предшествующей седмице, на которой в среду и пятницу ели сыр и яйца.


В России Масленица начинается после вселенской субботы, в которую поминают умерших родственников. Церковь в Сырную неделю воспоминает изгнание Адама из рая, готовя Христиан к Великому посту. На Масленицу народ предавался праздничным удовольствиям: катаньям с гор на санях, пиршествам, а встарь — даже кулачным потехам.


Всю Масленицу пекут блины, пряженцы, оладьи. В народном быту Масленица слывет честною и широкой, так как русский человек в эти дни отмечает этот праздник очень широко.


От этого-то происходят поговорки: «Не житье, а Масленица», или «Душа моя Масленица, перепиленные косточки, бумажное житье, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, киночка, ясочка, ты же моя перепелочка».


«Масленица потому так названа,— читаем в воспоминаниях иностранного путешественника по России 200 лет назад, — что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное. Масленица начинается за восемь дней до Великого поста. В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей».


Масленичное пиршество можно разделить на три части: 1) Встреча Масленицы, это понедельник. 2) Разгул, или широкая Масленица,— четверг и 3) Прощанье — воскресенье.


В старину, как праздник народный, Масленица начиналась с понедельника, а как праздник гражданский — с четверга.


Главную роль в русской Масленице играют блины, которые пекут всю неделю; на блины зовут гостей и повсюду угощают блинами.


По общепринятому обычаю блинами поминали и поминают усопших. В Тамбовской и других губерниях первый блин, испеченный на Сырной неделе, клали на слуховое окошко, для душ родительских.


Блины у русского народа исстари служат символом поминовения усопших.


Катанье на санях везде и повсюду после мясного заговенья начинались в понедельник, хотя гулянья на площадях начинались после 12 часов пополудни в Москве, в Петербурге и в других крупных городах России. Прогулки в экипажах начинались с четверга Сырной недели.


Прежде конные и экипажные поездки сопровождались песнями и музыкой. В Петербурге масленичное гуляние устраивалось на Исаакиевской площади. Туг были и балаганы, и ледяные горы, и карусели, а на окраинах катались в экипажах, прогуливалась аристократия и богатый народ. В Москве до конца XVIII века катание на Масленицу устраивалось на Москве-реке и на Неглинной от Воскресенских до Троицких ворот, где ныне разбит Александровский сад.


При Петре Великом масленичные потехи проходили близ Красных Ворот, где Петр I сам в понедельник на Масленице открывал масленичное торжество, покачавшись со своими офицерами на качелях.


Лубочные комедии и игрища. Народные комедии, или «Камеди», появились в России, а именно в Москве, в XVIII веке. Иностранцы показывали русскому народу разные масленичные представления. Время от времени образовывались масленичные игрища. Здесь наряжались козой с рогами, к которым привешивались бубенчики, и это называлось «Козу в мешке играть», «Ману в глаза пущать» или морочить.


Борьба и кулачный бой издавна были любимой народной потехой, преимущественно на Сырной неделе, чему, может быть, способствовали морозы, и кулачный бой был случаем погреться. Часто в старину кулачными боями любовались наши цари и князья.


Олицетворение Масленицы. Встарь на Масленицу возили по улицам шуточное изображение этого праздника. В огромные сани впрягали двенадцать лошадей, и в этих санях возили наряженного мужика, который сидел на колесе, держа в одной руке полуштоф с вином, в другой — калачи. В санях сидели музыканты, а поезд Масленицы сопровождали с песнями обыватели.


В Архангельске, как и в Париже, мясники возили по городу на Сырной неделе быка на огромных санях, которые были запряжены несколькими десятками лошадей.


Сжигание Масленицы. В сыропустное воскресенье собирался обоз, запряженный несколькими лошадями, который был известен в Ярославле под названием Околка. Верхом восседали мужчины в соломенных колпаках и кафтанах. К вечеру того же дня молодые люди обоего пола в своем селении на улицах пели песни; после этого каждый, взяв со своего двора по снопу соломы сжигал ее в селе, а чаще за селом. Этот обряд называется: сжигание соломенного мужика, или Масленицы.


В Сибири на Масленице сколачивалось несколько саней огромного размера и на них устраивался корабль с парусами и снастями. В сани садились люди, медведь, госпожа Масленица и разные паяцы. Все это называлось Масленицей; в сани впрягали по двадцать лошадей и возили ее по улицам. За этим поездом следовали толпы ребят с песнями и разными прибаутками. Блины заменялись хворостом (вид пирожного). В Пензенской и Симбирской губерниях, в субботу на Масленице, крестьянские ребята строили на реке из снега город с башнями, с двумя воротами, между которыми была прорубь. Игра начиналась так: ребята разделялись на две части: конницу и пехоту. Конница осаждала город, а пехота защищала его.


Построясь в боевой порядок, конные по данному знаку пускались во всю прыть на взятие городка, а пешие, вооруженные помелами и метлами, старались испугать лошадей, чтобы не допустить к городку. Но некоторые из конных, невзирая на сопротивление, прорывались сквозь пехоту и на всем скаку въезжали в ледяные ворота, что и означало: взять городок Победителя купали в проруби, после чего угощали вином отличившихся в пехоте и коннице. Потом, сломав крепость, возвращались в деревню с песнями. Этой игрой оканчивалась Масленица.


В Костромской губернии всей деревней на Масленицу варили пиво и все вместе пили его.


У пермяков на Масленицу каждый хозяин варил брагу, пиво, а более зажиточные покупали и вино. Начиная с Сырного понедельника, ежедневно пекли блины, оладьи сырные (творожные); а иногда и рыбные пироги, яичницы, солянки и варили уху. Мужчины и женщины ходили из дома в дом, ездили из деревни в деревню к родным и знакомым на угощенье.


Девки и парни по вечерам собирались в один дом и плясали ночи напролет, а днем, начиная со среды, вместе с малолетними с раннего утра до позднего вечера катались с ледяных гор.


Прощеное воскресенье. Сцены русской Масленицы заключались ее проводами и прощанием. «На Масленицу-" е пишет очевидец в начале XVII столетия,— русские посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся если оскорбили друг друга чем-либо в продолжение года словом или делом, встретясь даже на улице, и хотя бы никогда прежде не видались, приветствуют друг друга взаимным поцелуем. «Прости меня, пожалуй»,— говорит один. «Бог тебя простит!» — отвечает другой. При этом нужно заметить, что не только мужчины, но и женщины считают поцелуй знаком приветствия, когда готовятся в путь или встретятся после долговременной разлуки. По окончании Масленицы все идут в баню».


Вот как выглядит вся масленичная неделя по дням:


- понедельник – ВСТРЕЧА - с утра катанье с друзьями на санях, шутки, смех и прибаутки.


- вторник – ЗАИГРЫШ – молодые люди «прикалываются», заигрывают друг с другом, оказывают нарочито видимые знаки внимания.


- среда – ЛАКОМКА – едят всякие сладости «напропалую», не обращая внимание на устоявшиеся мнения по этому поводу.


- четверг – РАЗГУЛЯЙ – массовые шуточные потасовки, взятие снежной крепости, «мы на вы» и другие шумихи.


- пятница – ТЁЩИНЫ ПОСИДЕЛКИ – на блинах у тёщи, с обязательным восхвалением жены и тёщи.


- суббота – ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ – в гостях у золовки, с проявлением такта, почтения и покорности к старшим.


- воскресенье – ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ – просили у всех прощенья и сами прощали, с обязательным поцелуем.


Из всех этих дней мне запомнился по репродукциям русских художников – четверг, когда брали снежные крепости и шумно веселились все вместе. А вот блинные трапезы у нас в доме моей бабули Варвары Тимофеевне и деда Ивана Васильевича (царствие им небесное), проводились по определенному укладу.


Блины ели врозь и со сковороды. Происходило всё на кухне, возле плиты, следующим образом:


Очередной едок присаживался за кухонный стол. На нём стояли две плоские тарелки, с одной ели, а на другую закидывали горячие блины, прямо со сковороды. Кроме того на столе была чашечка с растопленным сливочным маслом от своей бурёнки, сахар колотый, чай, варенье, мёд. Бабуля у плиты, которая топилась дровами и каменным углём, управлялась с двумя большими сковородками. Плита накалена до красна. Сковороды без ручек, берутся сковородником, предварительно, мазнув их шматком свиного солёного сала, обливаются тонким слоем кислого теста и на плиту. Через мгновение, блин с дырочками и зарумяненный, снимает деревянной лопаткой и на тарелку. А дальше ты празднуешь победу. Обжигаясь, сворачиваешь блин в треуголку, макнул в масло и в рот, и непременно, запиваешь чайком, можно с молоком. И один за другим, с пылу-жару, пока не почувствуешь, что насытился и надо отползти от стола. А другой едок уже вместо тебя, лакомится горячими блинами.


Непременным условием этой трапезы, её следовало отработать до завтрака. Отгрести снег во дворе, прибраться со скотиной, привести всё в порядок и с чувством собственного достоинства можно присаживаться к столу.


Прощёное воскресенье всегда помнилось тем, что старшие всегда наставляли, как правильно себя вести на людях!


Прошу прощенья всех, читающих вот эти строки в ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ! И Бог простит, того, кто попросит у него прощенья!

Обновлено 20.02.2012 10:21
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика
© Сайт Онтология принадлежит компании: ADIc. Ontologiz.ru, 2010 - 2011. Создатель: Dmitriy Zamyatin, Aleksandr Megid, Iya Shevchenko.
При копировании материалов с сайта активная ссылка обязательна.